четверг, 6 декабря 2018 г.

Литературное чтение:

Дата: 7 декабря 2018 год
Тема: Буква Я - показатель мягкости звука
Цель: Уточнить правило о том, что буква "я", стоящая в начале слова и после гласной, обозначает два звука [йа]. Познакомиться со второй ролью буквы "я": обозначение мягкости согласных звуков.

1. Составьте схему слова "яблоня" в тетради по печатанию (с обозначением буквы "я")
Какой гласный слышится в последнем слоге-слиянии?
Как слышится согласный звук в слоге "ня" - твёрдо или мягко?
Верно, слышится звук [а] после согласного [н], но почему звук [н] - мягкий?
Обратите внимание , если мы берём отдельный слоги-слияния и читаем их:
на, но, ну, ны, какой звук [н] мы слышим?
А у нас какой звук даёт буква "Н" в слове "яблоня"?

Какая буква нам даёт похожую ситуацию?
Верно, это буква "е". Сделай вывод: почему звук [н] - мягкий?
Вывод: буква "я" обозначает иногда два звука [й'а], но это когда она стоит в начале слова и после гласной. Здесь она обозначает только один звук [а], потому что она не стоит в начале слова и не стоит после гласного звука. Она здесь стоит после согласного — это другой случай. Когда буква "я" стоит после согласного, то она обозначает только один звук [а]. Согласный тогда читается мягко.

2. Прочитай слоги ("Азбука" с.113 самый верх). Как называются такие слоги? В каких слогах мы слышим мягкий согласный звук?

3. Прочитай скороговорки ниже, ответь на вопрос в учебнике под точкой.

4. Прочитай слоги ниже, ответь на вопрос "Какие гласные в слоге-слиянии смягчают согласные звуки? Есть ли различия в этих гласных? Назови их."

5. Рассмотри значение слова "земля" (с.113), сделай вывод.

6. Прочитай рассказ (с.114), ответь на вопросы под красной точкой.

7. Подведём итог урока:
Назови случаи, когда буква "я" обозначает два звука, а когда один.
Назови вторую роль буквы "я".
Закончи предложения:
у меня получилось ...
было трудно ...
надо поработать над ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий